Доступная среда
В учреждении функционирует 3 общеобразовательных групп,2 из них имеют статус комбинированной направленности, в которой обучаются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.
В ДОУ разработана модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога доп. образования.
О специально оборудованных учебных кабинетах
Специально оборудованные учебные кабинеты в детском саду отсутствуют. Образовательная деятельность, в том числе с воспитанниками с ОВЗ и с детьми инвалидами, проводится в групповых помещениях и в кабинете педагога-психолога и учителя-логопеда.
В кабинете педагога-психолога и учителя-логопеда занимаются дети с нарушениями речи. ДОУ укомплектован педкадрами, как педагог-психолог, учитель-логопед.
Пространство в группах организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью детей, в том числе с ОВЗ и детей инвалидов. Помещения групп оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возраста и роста воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников.
В группах создана развивающая предметно-пространственная среда с учетом основных направлений развития воспитанника. Подбор оборудования осуществляется в соответствии с ООП ДО и АОП ДО. Развивающая предметно-пространственная среда в группах постоянно обновляется. В группах имеется достаточное количество развивающих игр, много разнообразного дидактического материала в том числе, для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов.
Педагоги нашего детского сада постоянно работают над моделированием предметно-развивающей среды, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Внутреннее пространство учреждения, помимо групповых комнат, включает и специальные помещения: музыкальный зал, кабинет педагога-психолога, и учителя-логопеда. Все перечисленные помещения используются специалистами для работы с детьми-инвалидами и воспитанниками с особыми возможностями здоровья.
Библиотека
Отдельного помещения библиотеки в ДОУ нет, все методические пособия, периодические издания и другая методическая литература, находится в методическом кабинете. Доступ для обучающихся, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется через педагогов.
В каждой возрастной группе есть методический библиотечный фонд, где имеется художественная и научно-методическая литература для педагога. В центрах «Речевой активности» для детей представлены произведения художественной, научно-популярной и справочной литературы, которые находятся в свободном доступе для детей, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, и который периодически обновляется.
Объект спорта
В ДОУ имеется музыкально-спортивный зал, который обеспечен необходимым оборудованием для проведения физкультурных занятий.
Для реализации потребностей детей инвалидов и детей с ОВЗ в двигательной активности на занятиях и в свободной деятельности в детском саду имеется необходимое физкультурно-спортивное оборудование. Для физического развития детей в спортивном зале имеется спортивный инвентарь, позволяющий обеспечивать оптимальное физическое развитие воспитанников в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной двигательной деятельности детей: мячи, скакалки, обручи, мешочки для метания, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, кегли, палки гимнастические, маты, мягкие модули, массажный коврик резиновый и т.д.
Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровью детей, требованиям СанПин.
На территории детского сада имеется спортивная площадка с передвижным спортивным инвентарем.
Средства обучения
Средства обучения и воспитания, используемы в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО, АОП ДО как совокупность учебно-методических материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Для организации разнообразных видов деятельности воспитанников ДОУ обеспечено средствами обучения и воспитания:
— игровым и учебным оборудованием (дидактические игры, игрушки, учебные пособия и т.д.);
— спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты, обручи и др.);
— учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, различный демонстрационный материал);
— компьютерным оборудованием, оснащенным доступом к информационно-телекоммуникационным сетям (ноутбук, мультимедийный проектор и др.) для организации работы педагога;
— аппаратно-программными и аудиовизуальными средствами (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты с презентациями и демонстрационными материалами для проведения образовательной деятельности по образовательным областям – познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое);
— печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания ДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
ДОУ имеет 3 входа (для каждой группы отдельный вход). Во всех 3х входах установлены пандусы
Специальные условия питания
В детском саду организовано сбалансированное 5-и разовое питание детей на основании примерного 20-дневного меню, которое составляется в соответствии с СанПиН и ежедневно вывешивается на информационных стендах в приемных групп и доводится до сведения родителей.
Ежедневно дети получают необходимое количество белков, жиров и углеводов. В рационе присутствуют свежие фрукты, овощи, соки, кисломолочные продукты. Приготовление пищи осуществляется в пищеблоке, оборудованном согласно современным требованиям СанПин в полном объеме. Для каждого блюда разработана технологическая карта. Питание воспитанников осуществляется в групповых помещениях.
Для детей с различными видами пищевых аллергий по медицинским показаниям, проводится замена блюд с сохранением объема порций, при этом пища готовится на пищеблоке ДОУ по индивидуальной диете.
Дети — инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья получают бесплатное питание при подтверждении получателем льготы.
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ созданы условия охраны здоровья воспитанников, в том числе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Детский сад обслуживается Центральной районной больницей
Контроль состояния ребенка на этапе утреннего приёма воспитанников в ДОУ осуществляет воспитатель, а также инструктор по гигиеническому воспитанию.
Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в ДОУ не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей, родителей информируют и направляют в лечебное учреждение.
Создана система оздоровительной работы с учетом условий ДОУ и контингента детей, включающая физкультурно-оздоровительную работу, рациональное питание, создание эмоционально-комфортной среды, способствующей формированию положительного, осознанного отношения к здоровому образу жизни, учитывающая особенности всех детей и в большей мере, направленной на удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей инвалидов.
При организации образовательного процесса используются методики и технологии здоровьесберегающей направленности, такие как: профилактика и коррекция плоскостопия и нарушений осанки ежедневно на утренней гимнастике и оздоровительной гимнастике после дневного сна, хождение босиком после дневного сна по массажным дорожкам. Психогимнастика ежедневно во всех видах непрерывной образовательной деятельности, гимнастика, стимулирующая деятельность речевых центров: пальчиковая, артикуляционная гимнастики, логоритмические игры используются педагогами ДОУ.
Доступ к информационным системам и информационно телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
ДОУ обеспечено современной информационно-технической базой (электронная почта, имеется выход в интернет, технические средства обучения, телевизоры, интерактивные доски, компьютеры и т.д.).
Специально оборудованного компьютерного класса в ДОУ нет. Свободный доступ воспитанников, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусматривается.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ представлены при работе с официальным сайтом детского сада (версия для слабовидящих)
Электронных образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
Самостоятельного свободного доступа к электронным образовательным ресурсам дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья не имеют.
Приспособленных электронных образовательных ресурсов для использования детьми инвалидами и детьми с ОВЗ в ДОУ не имеется.
Для повышения качества воспитательно — образовательного процесса педагогами ДОУ используются такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, мультимедийные презентации, обучающие программы и другие.
Педагоги ДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем детском саду имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
— интерактивная доска;
— мультимедийные установки (проектор, экраны со штативом, ноутбук, телевизор);
— музыкальный центр, магнитофоны;
— развивающее оборудование (песочницы для работы с песком).
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:
— возможность индивидуального сопровождения воспитанников узкими специалистами ДОУ (логопед, педагог-психолог);
— работа с семьями воспитанников;
— методическая работа с воспитателями.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат; О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежития и интерната образовательное учреждение не имеет